В начале XIX века у подножия отвесных скал появилось имение Кастрополь.
Медики давно обращали внимание, что в Кастрополе теплее и солнечнее, чем в Ялте, и рекомендовали его людям, жаждущим не курортных развлечений, а тишины, покоя, душевного исцеления.
Неудивительно, что инженер Н.И. Первушин,первый владелец Нижнего Кастрополя,
открыл в своем имении пансионат - недорогие комнаты в господском доме и скромные отдельные дачки в тени большого парка. К услугам отдыхающих были экипажи и верховые лошади для горных прогулок, теннисные корты, лодки, южные плоды и выращенный в этой же долине виноград.
А еще знаменит Кастрополь тем, что на его берегу возвышается сложенная из вулканических туфов стодвадцатиметровая скала Ифигения. Так звали ту самую жрицу в храме тавров, где, по слову Александра Пушкина, «крови жаждущим богам дымились жертвоприношенья».
В Нижнем Кастрополе, в имении Н.Первушина, с апреля 1903 по ноябрь 1904 гг. располагалась штаб-квартира исследовательской партии во главе с Н.Гариным-Михайловским, которая разрабатывала маршрут южнобережной железной дороги.
В начале марта 1903 г. писатель приехал на Южный берег. Штаб изысканий он разместил в Кастрополе, к западу от Ялты, и сразу же переселился туда с семьей.
Михайловскому предстояло проверить расчеты по имевшемуся проекту Ялта-Бахчисарай через Ай-Петри и првести новые изыскания по трем направлениям: Симферополь-Алушта-Ялта, Севастополь-Ялта-Симферополь, Ялта-Сирень-Бахчисарай-Симферополь.
За восемь месяцев экспедиция провела технико-экономические расчеты по двадцати двум вариантам трассы, их стоимость колебалась с 11,3 до 24 млн. рублей золотом.
Гарин-Михайловский стремился осуществить проект основательно и с минимальными затратами. На вопрос "Какая линия дороги будет предпочтительнее?" он неизменно отвечал: "Та, что обойдётся дешевле, рекомендую землевладельцам и спекулянтам поумерить свои аппетиты".
Современники, близко знавшие писателя-инженера, вспоминали, как он шутил, что постройка южнобережной железной дороги стала бы для него лучшим посмертным памятником. Гарин-Михайловский признавался Куприну, что лишь два дела своей жизни он непременно желал бы выполнить до конца - железную дорогу в Крыму и повесть "Инженеры".
Экспедиция составила 84 варианта дороги. Строительство намечалось начать уже в 1904 году, но этому воспрепятствовали русско-японская война, которая началась в 1904 году, а потом — революционные события. В 1960-х годах по материалами Н. Гарина-Михайловского была построена новая автомобильная трасса Севастополь-Ялта (1972). В память об этом на дороге, на скальном выступе горы Ласпи, установлена мемориальная доска и барельеф с портретом Н. Г. Гарина-Михайловского.
А на месте имения Н.Первушина построен пансионат «Кастрополь». Возле — несколько домов для обслуживающего персонала. Основная часть жителей посёлка проживает в Верхнем Кастрополе в частных домах.
Проживая в Кастрополе, инженер-писатель Николай Гарин-Михайловский проектировал железную дорогу на сложнейших "диких" склонах (новой автотрассы Севастополь-Ялта еще не было, была только старая, верхняя дорога). Это был титанический изыскательский труд. Именно по планам и отчетам Гарина через много десятилетий, в 1960-70-х годах, была построена новая автотрасса Севастополь-Ялта, по которой все мы теперь попадаем в Кастрополь.
Демидовы владели Кастрополем полвека (1823-73) и внесли основной вклад в благоустройство территории. Им же принадлежит название скалы Ифигения.
Инна Клемент (1950-2001), журналистка и поэтесса с трагической судьбой, в 1973 работала в Крыму, после чего написала цикл стихотворений; среди них было следующее:
Идите в Кастрополь
По кромке пустого шоссе,
Идите в Кастрополь,
К чему вам туристские тропы?
Намокшим полотнищем
Небу над вами висеть
И морю искриться,
Когда вы идёте в Кастрополь.
Рассеет печали зернистая почва шоссе,
Что было в начале -
Исчезнет без риска, без хлопот.
Идите в Кастрополь,
Пускай вы дойдёте не все,
Но как-нибудь утром
Бесцельно идите в Кастрополь...